О выживальщиках, или... Как выжить в кораблекрушении или за бортом в северных морях

Давайте сразу с тузов: - как выжить? - никак! Примите это знание, как аксиому. Это знание спасёт Вас больше, чем любые знания о выживании в экстремальных условиях и умение выполнять святые для любого яхтсмена правила при команде "Человек за бортом". Изначально понимая, что "там" не выжить, вы будете внимательны во всех своих поступках, будете изучать и практиковать хорошую морскую практику, соблюдать все писанные и не писанные на море правила, и не создавать никаких экстремальных ситуаций. Зачем это, если стихия сама снабжает ими в избыточном количестве? Мое становление, как яхтсмена, прошло в Сибири, на Байкале, где круглый год прохладненько от слова "совсем". Стандартная летняя ночная вахта в открытом Байкале это вода +4°С, и воздух столько же. Бывают часто и днем такие условия. Были ещё сентябрьские гонки в Японском море, зима и весна на Камчатке, ранние весенние гонки на Черном море, навигация на Балтике, в том числе поход в сентябре по штормам на микре до острова Гогланд и обратно. Да, это у нас говорят, что вода теплая, если жидкая, а холодная, если твердая. Но, даже в холодной воде можно сделать дырку (прорубь), и найти там теплую воду. Да, это мы шутим: Если хочешь узнать, что такое парусный спорт, надень гидрокостюм, встань под холодный душ, и рви стодоларровые купюры. ) Да, это у нас перед каждым плаванием говорят всему экипажу: Не падай за борт - спасать не будем, так как нет смысла. Мы, конечно, не изверги, и спасать будем, но смысла действительно нет. Потому, что в реальных условиях, особенно если на воде зябь метра полтора-два, и/или ночь, любая спасательная операция, будь то даже стандартный подход к человеку за бортом, лежат за гранью физических возможностей обычного человека за бортом. Потому, что обычно за 10-20 минут пребывания в такой водичке, обычный человек теряет сознание, и гарантировано умирает, даже если его успевают достать на борт - отогреть и оживить его иногда возможно в условиях неотложной помощи в оборудованном стационаре бригадой квалифицированных медиков, чего на яхте обычно не бывает. Как вам это доказать? Я не врач, поэтому не буду пугать подробностями физиологических процессов человеческого организма при переохлаждении. Кому интересно - погуглите, или спросите совета у хорошего врача-реаниматолога. Давайте лучше разберём на примерах. Начнём с хорошего, с реальных пределов человеческих возможностей. Есть такая легендарная и очень талантливая пловчиха по холодной воде - Линн Кокс Lynne Cox . Её подвигов в полном объеме пока никто не повторил. Она, между прочим, переплыла Ла-Манш, Магеланов и Берингов проливы, Байкал (весьма условно - 18км - ширина Байкала 40-80км), "купалась" в арктических водах в воде 0°С, и херанула там почти 2 км. И, много еще чего переплыла. Впоочем, о ней до фига и хорошо написано до меня, почитайте сами. Давайте для анализа выпишем самые яркие её достижения: В 1976 году Линн Кокс стала первым человеком, переплывшим Магелланов пролив. Температура воды тогда не превышала 5ºС. Она провела в воде 1 час 2 минуты, проявив удивительную выносливость. Следующий из самых знаменитых заплывов Линн Кокс состоялся 7 августа 1987 года. На этот раз был Берингов пролив. Линн преодолела расстояние в 4,3 км между американским островом Малый Диомид (Аляска) и советским островом Большой Диомид за 2 часа 6 минут. Температура воды тогда не превышала 3ºС. 7 августа 1988 года Линн Кокс стала первым в мире человеком, переплывшим озеро Байкал. За 4 часа 18 минут она проплыла от мыса Толстого до мыса Листвянка, преодолев расстояние в 18 километров при температуре воды 9ºС. В 2002 году Линн Кокс впервые в истории осуществила заплыв в водах Антарктиды. Линн провела тестовый заплыв в воде с температурой около 5ºС. Однако наибольшую опасность для Кокс представляла не температура воды, а момент, когда она выходит из нее. Ведь в этом время она перестает быстро двигаться, и температура тела резко снижается. Спустя два дня её команда достигла холодных вод Антарктики. Температура воды тогда была около 0ºС. Здесь Линн предстояло проплыть 1,6 км (1 сухопутную милю). Этот заплыв занял всего 25 минут, но спортсменке казалось, будто прошли сутки. Почти сразу после начала заплыва она была готова прекратить его. Однако, когда команда уже собиралась вытащить Линн из воды, она решила плыть дальше. Линн удалось выполнить эту задачу, и, что самое удивительное, вместо 1,6 км она проплыла 1,9 км. Мили просто мерили капитаны. ) Профессор Билл Китинг из лондонского университета, пионер в изучении гипотермии, провел исследования, выяснив, как Линн удается выдерживать крайне низкие температуры без вреда для здоровья. По словам ученого, Линн была способна поддерживать стабильную температуру своего тела в воде с температурой до 6ºС. В такой воде другой бы сразу бы почувствовал боль, спазм всех мышц и шок, словно от удара электрического тока, его мускулы оцепенели бы. Однако Кокс удалось уникальным образом натренировать себя. Кроме того, спортсменке была присуща так называемая естественная изоляция: ее жировой слой очень плотный, что также не позволяет замерзнуть. Линн сравнивала себя с морскими млекопитающими Антарктиды, такими как киты, моржи и тюлени, которые также имеют плотный слой жира, позволяющий им не замерзать. В марте 2007 года 50-летняя спортсменка преодолела Северо-Западный пролив. Этим заплывом Линн почтила память великого полярного исследователя Руаля Амундсена, который первым пересек на лодке этот пролив. Легендарная и гениальная Линн показала нам самые запредельные возможности человеческого организма, хотя и заплатила за это огромную цену - она много болела, и врачи связали это с её экстремальными увлечениями. Все заплывы Линн делала в обычном купальнике, без гидрокостюма. По подвигам Линн можно увидеть, насколько падают возможности человека при понижении температуры воды на каждый градус. Для сравнения добавим сюда подвиг японца Икараси Кена, который проплыл в Байкале 30 километров. Правда он был в теплом мокром гидрокостюме и поднимался на катер передохнуть. Теперь о печальном, о нас, яхтсменах, обычных людях. 25-го июня 2003г. в Северном Байкале затонула типовая яхта класса «Ассоль» - «Марина». На ней катались семьи военных из части, расквартированной в Северобайкальске (Бурятия). Ребята выехали отпраздновать школьный выпускной, решили сфотаться, встали на один борт возле Онокачанской бухты в 150 метрах от берега, и суденышко легло на бок и затонуло за считанные секунды, увлекая за собой всех 13 пассажиров - вместе с женщинами и двумя малыми детьми. Из тонущей яхты удалось выбраться практически всем. Но до берега добрались лишь семеро. "Температура воды в Байкале была всего плюс шесть градусов. Это дает шанс выжить только очень тренированному человеку в течение 10, максимум 20 минут. А до берега - 150 метров, - говорит начальник отдела ГО и ЧС Северобайкальска Сергей Яровой. - один спасшийся - младший лейтенант Пасынков с двухгодовалым сынишкой Витей на плечах испытание выдержал - до берега доплыл. Потом еще жену вытащил, но она умерла на берегу от переохлаждения. Выбрались еще четверо мужчин. Во время катастрофы сразу утонула восьмилетняя девочка, ушли на дно из-за холодной воды и остальные девушки. Спасшимся повезло дважды: они могли погибнуть на берегу от переохлаждения, но к ним на помощь бросились солдаты-срочники. Они развели костры, чтобы согреть пострадавших. Всех спасшихся сразу отвезли в Северобайкальскую центральную районную больницу. Двухлетний сын Пасынкова остался жив. Единственный из детей. Казалось бы 150 метров от берега, хорошая штилевая погода... Но, холодная вода сделала свое дело. Еще есть память о Титанике, гибель экипажей на целых яхтах в Белом и Баренцевом морях. И, всё - от переохлаждения. Еще вот только обсудили гибель Сережи Чеботарева, который мечтал добраться на спасательном плоте от Камчатки до Аляски в мае 1991г. Уверен - дикая смерть, когда даже не тонешь, и осознаешь, что живьем замерзаешь, а помощи нет за сотни километров. Для этой жести даже штормов и касаток не надо - вода и холод соберут свою печальную жатву - промокнешь и задубеешь за часы-дни хоть в гидрокостюме или непромоканце. Людей в океанских непромах в таких условиях хватает хватает на 3-5 часов обычной яхтенной вахты, потом надо меняться, греться и отдыхать. Спасплота хватит, чтобы выбраться с тунущей яхты, крикнуть майдей, и дождаться в минуты-часы спасателей... Такова проза жизни. Выживать в таких условиях долгосрочно в спасплотах или гидрокостюмах и жилетах за бортом не возможно, только быстро спасаться, если повезет. Не преднзначен для этого человек, не может. Уж простите. Берегите себя, вяжитесь обвязками, крепитесь штормтросами, одевайтесь по погоде, вахты комфортно делите, не допускайте опасных маневров, и помните главное правило хорошей морской практики: "считай себя всегда ближе к опасности, чем кажется». Попутного ветра и семь футов. На фото: моя обычная летняя вахта в этом году на Байкале, без штормов и экстрима. Фото сделано в самое теплое время в 20-х числах июля, штилевой переход по открытому Байкалу. Воздух +7°С, вода +3°С, виски 40°. ) Холодно нынче было у нас. Но, вода тёплая потому, что жидкая. - Линн Кокс жива, много потерь понесла, болела, но живет и здравствует, людей мотивирует, рассказывает о своем опыте, а это 60 рекордных экстремальных заплывов. Источник: группа в Вконтакте Boats & Yachts https://vk.com/boats_yachts

ВОСВОД Ярославль:

Адрес ЯРОО "ЯОСВОД"

Адрес общества:
150044, г. Ярославль, проспект Октября, д. 96

http://vosvod76.ru/

abce12345@mail.ru

8 (485) 32-00-44

8 (485) 32-00-22